Дом Мебели Набережные Челны

+7-987-184-1124

+7(8552)59-86-90

Мебельтория
ГАРМОНИЯ КОМФОРТА

Ваша корзина

  • Товаров нет

О мебели

ИЗ ИСТОРИИ МЕБЕЛИ

В период с 7 по 4 вв. до н. э. в Древнем Египте насчитывалось пять основных типов мебели: табуреты, столы, кушетки, сундуки и кресла. В античные времена мебель приобрела уже вполне современный вид и принципиально практически не изменилась до нашего времени. Дворцы Римской империи во многом являлись прообразами современной бизнес культуры и могут рассматриваться как первые офисные учреждения, но сказать, что офисная мебель возникла в античные времена, будет не совсем верно.

Все-таки Юлий Цезарь, который, как известно, одновременно читал и писал и говорил, пользовался не офисной мебелью, а обычными для своего времени и материального положения стулом и столом. Важные предпосылки для появления офисной мебели возникли в 16 веке. Во-первых, возникает мануфактурное производство, которое создает первый сравнительно массовый документооборот. Во-вторых, с развитием книгопечатанья резко возрастает производство бумаги - главного офисного атрибута. В этот же период начинается производство нового вида мебели - шкафов для хранения книг.

В середине 18 в. промышленная революция и массовый переход к машинному производству приводят к появлению промышленного предприятия. Сразу же начинается процесс функционального деления предприятия на основное производство, коммерческую службу, финансовую службу, управляющую и др. службы. Возникают регулярные информационные потоки, которые нужно контролировать и обрабатывать - формируется класс специальных наемных сотрудников, не занятых на производстве, служащих. Появляется бюро - новый тип помещений, предназначенных для выполнения управленческих, финансовых и других непроизводственных функций предприятия. Сначала офисы-бюро обставлялись традиционной мебелью, которая в те времена изготавливалась под заказ в небольших мастерских и практически вручную. Более дешевая и лишенная излишней декоративности, специализированная офисная мебель, появляется только в середине 19 века, с началом промышленного мебельного производства.

МЕБЕЛЬ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Древнейшим государством, образцы мебели которого сохранились до наших дней, является Египет. В прошлом эта страна широко применяла дерево для своих нужд, вывозя его из соседних стран. Древняя египетская мебель делалась почти сплошь из дерева.

Древнейшие из известных нам образцов были найдены в царских погребениях ранней династической эпохи (3400-2980 гг. до н. э.). Это обломки ларцов черного дерева, инкрустированных слоновой костью, обычный и складной табуреты с ножками в виде копыт жвачных животных (табуреты сделаны из дерева, но ножки вырезаны из целых слоновых клыков). От III династии (2980-2000 гг. до н. э.) уцелели кровати, стулья и разнообразных размеров ларцы черного дерева с инкрустацией из зеленого и синего малахита, бирюзы, ляпис-лазури и слоновой кости, с ножками, изображающими львиные лапы или копыта быков, причем передние и задние ножки мебели сделаны соответственно форме передних и задних ног животного. В эпоху Среднего царства (2000-1500 гг. до н. э.) столярное искусство достигает подлинного расцвета и поражает масштабами изготовляемых изделий. Например, для наружных и внутренних двухпольных дверей - между пилонами большого Карнакского храма - изготовлялись створки, каждая 5 м ширины и 20 м вышины. При этом все отдельные их части скреплены между собою деревянными гвоздями и клиньями, расположенными для предотвращения появления щелей в различных направлениях, но всегда под углом в 45° (такие же крепления мы видим в деревянных гробах, находимых в древнейших захоронениях, относящихся к IV тысячелетию до н. э.). Мебель для сидения или скреплялась поперечными соединениями, устраиваемыми под углом, или же в угловые части стульев изнутри врезались специальные дугообразно искривленные деревянные шипы. Исследования египтолога Петри показали, что такие изогнутые формы получались в результате искусственного искривления ствола на корню в продолжение нескольких лет.

Переходим к рассмотрению отдельных предметов. Табурет на четырех вертикально поставленных точеных ножках имеет проноги, скрепленные с верхней обвязью отдельными соединениями, поставленными под углом. Складной табурет также имеет четыре ножки, которые скреплены с обоих концов и перекрещены диагонально планками. Нижним концом ножек придается форма утиных головок. Верхняя обвязь табуретов прогибается для удобства сидящего и покрывается циновкой, сплетенной из тростника или из полосок кожи. Иногда сиденья делают из досок. Кроме табуретов обычного типа, существуют парные двухместные сиденья на львиных лапах или бычачьих ногах, с поставленными вертикально массивными спинками. Отдельные доски таких сидений обычно соединены и шпунт. Иногда спинка делается наклонной, в таком случае она соединяется с задними ножками специальными опорными планками. Ярко выраженная конструкция отдельных частей египетской мебели придает им некоторый отпечаток жесткости. Опоры в виде ног животных делаются обычно у более богатой мебели, Причем все они всегда бывают поставлены на довольно высокие каблучки.

Богато украшенные кресла и троны снабжены боковыми частями (подлокотники), оформленными в виде идущих львов. Спинки покрыты сквозной резьбой символического характера со слабым рельефом. Накладки из драгоценного металла с цветной эмалью покрывают различные части таких кресел. Так, на стуле фараона Тутанхамона верхняя часть спинки украшена металлической накладкой из золотого крылатого солнца - знака бога Ра. Инкрустации на мебели особенно часто применялись в эпоху XXIII династии (745- 718 гг. до н. э.).

Кровать представляет собою выгнутую в середине раму с небольшой спинкой в изголовье. На раму натянута крепко сплетенная циновка. Ножки имеют форму лап, обращенных в одну сторону, причем передние - в ногах кровати, а задние - в изголовье.

Сундучки для хранения домашнего инвентаря сконструированы очень остроумно. Они состоят из рам со вставленными в них поперечными досками. Благодаря этому не появилось никаких щелей и дерево не покоробилось в течение тысячелетий. Сундучки, лари (как и гробы) окрашивались в яркие цвета по поясам и были украшены расположенными параллельно друг к другу геометрическими узорами и инкрустацией из кусочков синего и белого фаянса, непрозрачного стекла-смальты, полудрагоценных камней, серебра и золота. Особенно роскошно отделан ларец для драгоценностей, найденный в гробнице Аменофиса III (1411-1375 гг. до н. э.); его полукруглая верхняя крышка настолько богато украшена инкрустацией, что основной материал ларца - черное дерево - почти совершенно не заметен.

Для изготовления мебели в Египте употреблялось привозное дерево крепких пород. Его ввозили из Киликии (Малая Азия), Пунта (Абиссиния) и из других мест. Употреблялась также древесина дикого фигового дерева (смоковницы), тиса, кедра, сикоморы и оливкового дерева. Инструментарием египетских мебельщиков были топор, двуручная пила длиною около одного метра, деревянный молоток, тесло и лучковое сверло. Шероховатости на дереве удалялись путем лощения поверхности тяжелыми камнями. Таким же способом производилась и его полировка.

Мебель для сидения, столы, ларцы и сундуки в большинстве окрашивались белой краской, служившей фоном для дальнейших украшений. Особенное изобилие образцов роскошно украшенной парадной мебели было найдено в открытой в 1922 г. гробнице фараона Тутанхамона, относящейся к 1350 г. до н. э. Среди найденных здесь предметов интересен двойной деревянный ковчег для хранения культовых реликвий. Весь вызолоченный и покрытый росписью, ковчег имеет четырехгранную форму, он утвержден на полозьях. По сторонам ковчега стоят на страже четыре вырезанные из дерева обнаженные фигуры богинь. Верхняя часть ковчега украшена богатым карнизом из ряда священных змей со знаками бога Ра над головами. Кроме мебели, в гробнице Тутанхамона было найдено также большое количество деревянных колесниц, очень интересных по конструкции и исполнению.

СТУЛЬЯ ВОШЕДШИЕ В ИСТОРИЮ

Описываемые ниже стулья (стулом мы условно назовем любое устройство для сидения — от табурета до шезлонга) выбраны по субъективному желанию автора, основанному частью на количестве ремиксов, а также на популярности модели и на частоте упоминаний в литературе. Несмотря на то, что у почти у всех из них почтенный возраст, эти стулья не стали музейной пылью, а живут в современных интерьерах, производятся и продаются в огромном количестве. Другой автор может предложить иной букет, и тоже будет прав.

«Хилл Хаус», стул для спальни (1902-03). Дизайн: Чарльз Ренни Макинтош, Шотландия

Макинтош, будучи одним из «отцов» британского модерна, определил для последователей направления развития стиля, а сам пошел иным, уникальным путем, успешно избежав и символичности, и орнаментальности, и прочих составляющих модерна. Вместо упругих изощренных кривых — прямая линия и прямой угол. Чистый геометрический эксперимент. У стула «Хилл Хаус» и у других стульев этого семейства очень высокая спинка. Кажется, что дизайнер изменил требованиям функциональности, потакая своим эстетическим капризам. Но не мешает вспомнить, что этот стул предназначен специально для спальни. И становится понятно, что это не просто сидение, а очень полезный предмет обстановки. Это вешалка, на которой можно оставить головной убор и повесить одежду — горизонтальные перекладины весьма к этому располагают. Это своеобразная ширма, которая делит помещение на функциональные зоны. Это почти скульптура — вертикальная доминанта, организующая пространство интерьера. А еще это прототип оп-арта: планки, перекладины и промежутки между ними играют со светом и отбрасывают тени. Получается изменчивая светотеневая живопись.

Венский стул «Модель 14» (1859). Дизайн: Михаэль Тонет, Австрия

Середина 19 века, Австрия. Михаэль Тонет, мебельщик, в 1842 году запатентовал метод «гнуто-клеенной» технологии изготовления мебели, и с этого момента начался победный марш венского стула. Венских стульев было немало, как минимум 20 моделей. И каждая может вполне оправданно называться венским стулом. Тем не менее, среди всей этой гаммы есть стул, ставший действительно классикой — «Модель 14». Тонет довел эту модель до звенящего совершенства. Всего 6 деталей! Трехмерное «гнутье» позволило объединить спинку и задние ножки в одну деталь. Сидение круглой формы затягивалось камышовым плетением. Конструкция получилась очень легкой, пружинящей и, вместе с тем, стабильной. Но не революционность технологии стала причиной бешеной и устойчивой популярности венского стула. Удобный, легкий и ажурный, он обладал незаменимым свойством — мог вписаться в любой интерьер органично и незаметно. А, кроме того, волшебным образом «исчезал» — стоило человеку сесть на него, и стул напоминал о себе только изгибом тела сидящего.

Шезлонг Model B306 (1928). Дизайн: Ле Корбюзье, Пьер Жаннере, Шарлотта Перриан, Франция

Великий функционалист Ле Корбюзье при всей небесспорности однозначно утилитарного подхода к вещам отнюдь не был противником комфорта (к счастью, комфорт — тоже функция). Этот стул — уже почти лежанка, а не стул — как нельзя лучше подходит к его крупно-плоскостным, индустриально-жилым интерьерам. Незначительный, чуть намеченный завиток, оживляющий девственную плоскость стен и пола. Изгибы проверены и перепроверены пропорциями модулора — необязательно испытывать телом, доверяешь взгляду — будет очень удобно, валик в головах убеждает в этом так красноречиво...

«Mezzadro» (1957). Дизайн: Ахилле и Пьер Джакомо Кастильони, Италия

В 1957 году, в Италии, на вилле Ольмо в Комо проходила выставка «Цвет и форма в сегодняшнем доме». Дизайнеры братья Кастильони представили на ней свою концепцию жилого интерьера. Нестандартные, временами причудливые сочетания вещей: вместе сосуществовали предметы обычные, «анонимного дизайна» и специально спроектированные. Идея коллажа присутствовала и в интерьере в целом, и в отдельных предметах. Квинтэссенцией коллажности стала забавная табуретка «Mezzadro». Непохожая ни на что, она в то же время навевает массу ассоциаций: то ли заводная игрушка, то ли консервный нож, то ли садовый инвентарь. Все гораздо проще. Братья-дизайнеры взяли сидение от трактора и укрепили его на стальной пружинящей рессоре. Получился необычный консольный табурет. Со времени той выставки актуальность формы «Mezzadro» не уменьшилась. Эта почти полувековая «старушка» весьма органично смотрится в агресивно-молодежных интерьерах и даже в ультрасовременных хай-тековских.

У табуретки «Mezzadro» есть «брат», представленный на той же выставке и достойный упоминания. Они очень разные по внешнему виду, но весьма близки по духу. Это табурет для телефонных разговоров «Селла» — «Седло». Способ его использования звучит замысловато: «сидеть стоя или стоять сидя». Велосипедное седло насажено на металлический стержень красного цвета, а основанием служит чугунная полусфера. Получается своеобразная «неваляшка».

Табурет 60 (1933). Дизайн: Альвар Аалто, Швеция

Простой табурет, продаваемый миллионами. Он был запущен в производство в 1933 году, сразу приобрел популярность, которая устойчиво сохраняется и по сей день. Бывают вещи, которые вне времени, потому что они гениально просты, и, соответственно, совершенны. Круглое сидение и три L-образные ножки из гнутой фанеры. Минимум деталей, простая технология, в результате — очень дешевое производство. Есть дополнительное полезное свойство: складируемость. Табуреты составляются один поверх другого высокой стопкой, что крайне удобно при дефиците жилого пространства. И технология, и идеология близки венскому стулу. Так же, как «Модель 14», аалтовский табурет ненавязчиво вписывается в интерьер. И, одновременно, он самодостаточен как эстетический объект. Мало того, трехногий круглый табурет играет в современном интерьере и некую символическую роль. Круг сидения, желтый, лакированный, — этакое солнышко в доме. Ножки — лучи. Материал — дерево — намек на экологичность. А если глубже копнуть эту тему, то, возможно, обнаружится множество других наслоений смысла и знаковости.

W.W. Stool (1990). Дизайн: Филипп Старк, Франция

Нечто космически-органическое. Произвольная форма растительных кореньев с изумительной серебристо-хай-тековской текстурой. Cимбиоз экологического сознания и космических технологий. Творение «биомеханического дизайна», идея которого активно пропагандируется Старком. Этот табурет балансирует на грани и в физическом, и во временном, и в эстетическом смыслах. Как объект для сидения, он кажется очень хрупким и неустойчивым, но это только видимость. Он существует сейчас, он вполне реален, но все же он немножко «завтрашний», он кажется пришельцем из неизвестного интерьера будущего. Пока он только гость, он неорганичен в нынешних интерьерах. Материал подчеркивает искусственность, но форма живая, природная. Техника и природа не противопоставляются, а странным образом сосуществуют в этом предмете.

Кресло «Сакко» (1968). Дизайн: Пьеро Гатти, Чезаре Паолини, Франко Теодоро, Италия

Замечательный «мешок» итальянских дизайнеров, образец «антидизайна», бесформенный и (о ужас!) розовый. Хорошего дизайна, качественного дизайна к середине 1960-х стало слишком много, и он начал утомлять. Радикальная молодежь предпочла делать «дизайн без вещей» — дизайн поведения. Они отказались от канонических методов проектирования и заменили их проектной игрой. В то же время, несмотря на «антидизайнерские» декларации, с точки зрения выполнения главной функции — удобно сидеть, кресло-мешок безупречен. Кожаная оболочка наполнена пластмассовыми гранулами, но не под завязку. Наполнитель легко принимает форму, удобную для сидящего, и столь же услужливо меняет ее для следующего пользователя. Эта идея эксплуатировалась последователями во множестве вариантов исполнения, пока не дошла до логического финала — «мешок» заставили застыть, выкачав из него воздух, и сохранили навечно отпечаток седалища хозяина (идея: Рон Арад). Есть сомнения в эргономическом преимуществе подобного усовершенствования, но в этом действе присутствует нечто от арт-акции.

ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА МЕБЕЛИ СКАНДИНАВИИ

Страны Скандинавского полуострова близки друг к другу как по географическому признаку, так и по культуре, традициям и национальной психологии.

Бурное развитие дизайна началось в Скандинавии приблизительно в 1880 г. В результате сложилась особая дизайнерская философия, повлиявшая на остальной мир. Шведская модель общества гласила: равные возможности благосостояния для всех социальных слоев. Еще до 1917 г. скандинавы научились создавать "больше красивых вещей для каждого дня" - девиз, которым они руководствуются и по сей день. Особый интерес в северных странах всегда проявлялся к убранству жилища: из-за погодных условий люди проводят большую часть своего времени под крышей (в отличие от жаркого юга, где вся жизнь разворачивается на улицах и площадях). В 20-30-х г. уходящего столетия ручной и промышленный способы производства мебели стали соперничать друг с другом; так возник тот стиль обстановки интерьера, который теперь и называют "скандинавским". Вскоре он распространился на другие обиходные предметы - от чайной ложки до электротехники. Скандинавские дизайнеры говорили: "Форма должна идти рука об руку с функцией". Официально термин "скандинавский дизайн" появился в популярной и специальной литературе с 1950 г. - после выставки, прошедшей в США и Канаде.

В чем же особенность скандинавского дизайна в мебельном искусстве и его отличие, скажем, от итальянского и испанского? Во-первых, это лаконичность, легкость, умение сосредоточить и организовать в небольшом пространстве разнообразные функции. Во-вторых, традиционная любовь к природным материалам (в данном случае - к дереву; которое применяется и обработанным разными способами, и необработанным - в чистом виде, сохраняющим естественный цвет и фактуру), пристрастие к неярким, приглушенным тонам, цветам прибрежного песка, скал и холодного голубовато-серого северного моря... В типично скандинавском интерьере, как правило, также присутствуют прозрачное стекло и керамика с голубой кобальтовой росписью - это символы, олицетворяющие многоводье, те тысячи озер, которыми так славится Скандинавия.

Сохраняющие крестьянские традиции скандинавы тяготеют к стилю "кантри" - бревенчатой отделке стен в сочетании с гладкими деревянными поверхностями мебели. При этом для обивки мягкой мебели применяются ткани на основе натурального хлопка или льна неярких тонов, с клетчатым рисунком или в мелкий цветочек.

Норвегия

Норвежская мебель представлена на нашем рынке очень ограниченно, но тем не менее заслуживает отдельного рассказа. Норвегия - страна, наиболее приверженная старым традициям, упорнее своих соседей сопротивляется модным веяниям. На создание предметов быта здесь всегда в большой степени влияли ремесла, так как развитие промышленности происходило медленнее, чем в остальной Европе. Для норвежского жилого интерьера типичны нарочитая функциональность и одновременно демократическое отношение ко всем членам семьи. Доказательство тому - обычай предоставлять самую большую комнату детям (в других странах она чаще принадлежит взрослым).

Норвежская мебель охватывает широкий диапазон - от сельской и дачной для загородных домов и коттеджей до исключительно элитарной с обивкой из натуральной кожи. Характерная особенность норвежской мебели - высококачественная обработка поверхностей, включая мельчайшие детали.

Нельзя не сказать о коллекции, разработанной Торстейном Нильсоном, в которую вошла новаторская выдумка - стул с регулируемым сиденьем и подголовником. Его можно легко складывать, транспортировать.

Широкую известность завоевала мебель для отдыха, сконструированная норвежским дизайнером Ингемаром Реллингом еще в 1965 г., но не утратившая популярности и сегодня. Это кресла из гнутой многослойной фанеры с применением шнурков в качестве крепежных элементов и натуральной или искусственной кожи в качестве обивочного материала.

В 1979 г. на скандинавской ярмарке мебели появилась сенсационная модель сиденья "Баланс", предусматривающая двенадцать различных положений, в частности сиденье, наклоненное вперед, и подушечку для поддержки коленей, которые образуют прямой угол между торсом и ногами сидящего человека; такое естественное положение тела снимает напряжение спины, шеи, бедер и ног, - модель остается актуальной до сих пор.

Швеция

Основу-фундамент в мебельном искусстве этой страны заложили талантливые дизайнеры, некоторые из них в прошлом были мастерами-краснодеревщиками. Таким потомственным столяром был Бруно Матссон, создавший целое стилистическое направление в мебели 60-х гг., используя многослойное, гнутое дерево. Он разрабатывал ножки, прикреплявшиеся к столу посредством металлических деталей. Его изделия легко разбирались и собирались и были настолько изящны, что создавали впечатление парящих в воздухе.

В 70-е гг. дизайнеры Ян Дрангер и Йохан Хульдт разработали способ производства мягкой мебели, который состоял в том, что масса вспененного пенопласта за несколько минут заполняла форму-обивку из искусственной кожи, увеличивая ее объем до необходимых размеров. На основе разработанной ими технологии впоследствии стали выпускать дешевую мягкую мебель со съемной декоративной обивкой.

Но, пожалуй, самую широкую, известность в настоящее время приобрела шведская фирма "Ikea", открывшая в начале 2000 г. свой магазин в подмосковных Химках. 12 декабря первый магазин "Ikea" открылся близ поселка Кудрово Ленинградской области. Фирма была организована в переломный момент Второй мировой войны, в 1943 г., на юге Швеции, в Эльмхульте. Создатели "Ikea" исповедовали принцип "пространство в пространстве", где ручной и промышленный способы изготовления мебели сочетались друг с другом в диапазоне от ретро до постмодернизма. В последние годы здесь наметился отход от богатой, так называемой престижной обстановки, доступной только обеспеченным потребителям, и началось производство мебели для людей со средним достатком; при этом качество и стиль строго соблюдаются на прежнем уровне. Гарнитуры, характерные для прошлых эпох, или современный авангард выпускаются здесь ограниченными тиражами. Мебель предлагается в комплексе с различными светильниками, декоративными тканями, посудой и другими предметами быта.

Основные материалы, применяемые в производстве мебели фирмой "Ikea": массив сосны, клееная березовая фанера, буковый и березовый шпон, МДФ для кухонь и офисной мебели, сталь и алюминий, ткани на основе хлопка и льна с примесью акрила для износостойкости, натуральная и искусственная кожа.

Финляндия

За сравнительно короткое время - примерно три последних десятилетия - сложился феномен "финского мебельного дизайна". Движущей силой в нем стали произведения таких талантливых художников, как Ээро Сааринен и Альвар Аалто. Последний из них утверждает: искусство - это непрерывный процесс облагораживания дерева, меди, стекла и других материалов для раскрытия их свойств, но не ради самодавлеющей формы, а для удовлетворения человеческих потребностей. Однако сам Аалто вошел в историю именно как новатор в работе с деревом. Его кресло "Paimio" стало поистине легендарным и заняло первые ряды классических моделей ХХ века: оно необычайно комфортно, слегка пружинит, а изогнутые спинка и сиденье крепятся к каркасу из гнутовыклейной светлой древесины. Ведущие финские фирмы "Asko", "Isku" и "Artek" до сих пор выпускают мебель из гнутовыклейной многослойной фанеры, внедренной Аалто.

Ээро Сааринен в 1956 г. создал свой знаменитый стул "Тюльпан" из коллекции "Пьедестал" для фирмы "Knoll International". Пластиковое основание, на котором закреплены мягкое сиденье и спинка, он поместил на изящную ножку-колонну из литого алюминия, амортизирующего давление.

Модерн и авангард, умение работать с деревом в сочетании с разными материалами воплощают в своих креслах и другие финские дизайнеры - Юрье Куккапуро, Симо Хейккиля, Ева Кокконен и многие другие. Интересно и творчество Антти Нурмесниеми: в его изделиях отражается так называемый "свободный стиль".

Финская фирма "Puustelli" более 75 лет развивает лучшие традиции дизайнерского мастерства, основываясь на натуральных качественных материалах, профессионализме, современных технологиях. Постоянная экспозиция фирмы содержит офисную мебель с наборами шкафов, ящиков для хранения, столы, стулья, обстановку холлов, передвижные перегородки, раздвижные двери, кухни классические и в современном стиле, гармонирующие с интерьерами остальных помещений. Интересные коллекции мебели и кресел в стиле постмодерн создают фирмы "Inno" и "Kallemo".

Дания

Своим путем шло развитие датского мебельного дизайна. Наиболее яркой и интересной личностью здесь был Арне Якобсен (1902-1971), которого иногда называют одним из первых проводников функционализма в Дании. В целом, рационалистический функционализм был чужд датским дизайнерам, они расценивали его как догматический, мало учитывающий потребности человека. В 1929 г. Якобсен стал лауреатом конкурса "Жилище будущего". Его стул "Ameise" ("Муравей") до сих пор вызывает восхищение. Модель (изготовленная фирмой "Fritz Hansen") получилась удивительно изящной, она сочетала металлический каркас с единой гнутовыклейной формой, совмещающей спинку и сиденье. Сейчас знаменитый стул можно увидеть среди экспонатов Музея современного искусства в Нью-Йорке и Музея Виктории и Альберта в Лондоне.

Видным дизайнером мирового уровня был и Кааре Клинт (1888-1954). Его лозунг "Начинаем снова и работаем в геометрическом стиле" подхватили и развили верные последователи - Финн Юл, создавший легкие, почти "летящие" стулья, которые были не просто скульптурной мебелью, а удобным местом для сидения, и Ханс Вегнер. Последний выступает за возрождение типических форм народной мебели. Его знаменитое кресло "Павлин" считают шедевром скандинавского дизайна. В 1944 г. он создал также кресло "China" (производитель "PP Mobler"), адаптировав для восприятия среднего европейца деревянный стул времен китайской династии Минг. Дизайнер много экспериментировал с многослойным деревом, пользуясь простой конструктивной схемой, усложняя ее несколькими декоративными элементами.

Руд Тюгесен (1932) и Джонни Серенсен (1944), "две датские улитки", по их собственному определению, - приверженцы утонченного ручного труда. Они много работали над изготовлением лущеного шпона, получая плоские плиты, досуха высушивая дерево. Влага присутствовала только в клее при соединении деталей. Также Тюгенсен и Серенсен экспериментировали с многослойным буком и дубом, придумывая легкие и очень прочные конструкции. Еще ни одно изделие, разработанное ими, не снято с производства. Создавая очередную коллекцию мебели, в дополнение к ней авторы создавали уникальные предметы быта: солонки, ступки, перечницы...

Другие датские дизайнеры Линдау и Линдекрантц, работающие для компании "Innovation Randers A/S", сконструировали гибкую мебель, выгодно отличающуюся от всего, что было до них. Это многообразные мебельные формы из дерева в сочетании с металлом и искусственными материалами.

Материалы и технологии

Для скандинавских дизайнеров основной материал для производства мебели - финская береза (мореный массив, фанера), которая обладает вязкостью, податливостью, красотой фактуры. Реже берется сосна - из-за ее дороговизны. Массив дерева высушивают, проводят соответствующую обработку - ручную или механическую, - превращая его в декоративные плиты. Объединяющими элементами служат вставки из бука или березы натурального цвета. Эта же порода дерева, покрашенная или тонированная под бук, идет на изготовление ножек для мебели. Иногда сочетают дерево с МДФ и металлом.

В мягкой мебели для набивки сидений и спинок, в зависимости от конструкции и стоимости, берется крученая вата, пенопласт, поролон, пенорезина. Каркасы из черного металла, трубчатой стали в сочетании с деревом прослеживаются в разных конструкциях диванов, кресел, стульев.

В Скандинавии выпускается разнообразная мягкая мебель с обивочными тканями цветочных, клетчатых и других расцветок, а также плетеная мебель из тростника. В сочетании с деревянными поверхностями применяется закаленное стекло - матовое, молочное, декоративное. Широкое распространение получили меламиновые плиты в сочетании с деревом.

Идеи всех выдающихся мастеров живут, постоянно воплощаясь разными фирмами в многовариантные и многоформные мебельные изделия, и порой трудно понять, какая продукция какой скандинавской стране принадлежит - так все переплелось! Но для всей Скандинавии характерен интерес к старым традициям и одновременно поиск новых идей и функциональных форм. На фоне средне- и южно-европейского дизайна работы северных мастеров выгодно отличаются новизной и оригинальностью.